Прежде всего о денежном потоке. Без сомнения, это важнейший показатель жизнедеятельность компании. Если угодно, это кровеносная система организации. Генерация денег важна абсолютно для всего – если вы хотите, чтобы компания отдала вам денег по облигациям, она должна эти деньги сгенерировать – если вы хотите, чтобы компания отдала вам денег через дивиденды, она должна эти деньги сгенерировать. И для развития также потребуются денежные ресурсы, причем в каждом случае если их не будет, придется их занимать под какую-либо ставку.
Вот почему все больше и больше ценятся не те цифры, которые красуются в балансе или отчетах о прибыли и убытках, сколько возможность компании генерировать кэш.
Конечно, тут, как и во многих других ситуациях, нет абсолютной истины и не сгребешь всех под общую гребенку. Так для новых бизнесов, растущих, развивающихся, перспективных, долгосрочным авансом продавших инвесторам идею инвестировать в эту компанию и верить в нее все более популярна идея оценки растущей выручки.
Что касается мультипликаторов, то конечно, каждый из них имеет свои ограничения. Мультипликатор сам по себе выполняет ограничивающую функцию, выступая своеобразным фильтром и отсекая ряд компаний, которые не подойдут вам по выбранным критериям. Если вы воспринимаете это не как панацею, а как фильтр, проблемы нет. Мультипликатор может быть хорошей отправной точкой, но не конечной.
Зачастую мультипликатор выступает как своеобразный ценник. Попробую предположить, что в магазине вы не выбираете слепо по ценнику. Наверняка, захотите знать состав. Также и тут. Фильтрация по мультипликатору может быть всего лишь попыткой заглянуть внутрь компании. Познакомиться поближе и критически изучить инвестиционный кейс.
Разумеется, исходя из того, что я писал выше, мультипликаторы, основанные на показателях потока на текущий момент мне нравятся больше, чем основанные на показателях баланса и прибыли.